ВЗЛЕТНОЙ ТЯГОЙ (АСУВТ)

1.25.1. Общие положения

(a) В настоящем Приложении приведены дополнительные требования для установки си­стемы управления мощностью (тягой) двигате­лей, которая автоматически увеличивает тягу или мощность работающего двигателя(ей) в случае отказа одного двигателя на взлете.

(b) При нормальном функционировании АСУВТ и связанных с ней систем должны удо­влетворяться без необходимости каких-либо дополнительных действий экипажа по увеличе­нию тяги или мощности все применимые тре­бования настоящих Норм, кроме предусматри­ваемых настоящим Приложением.

1.25.2. Определения

(a) Автоматическая система управления взлетной тягой. АСУВТ определяется как пол­ностью автоматическая система, используемая на взлете и включающая в себя все устройства, как механические, так и электрические, кото­рые реагируют на отказ двигателя, передают сигналы, воздействуют на работающем двига­теле на органы управления подачей топлива или рычаги управления мощностью (тягой) или увеличивают мощность (тягу) работающих дви­гателей другими способами, чтобы получить за­программированное увеличение тяги или мощ­ности и передать в кабину экипажа информа­цию о работе системы.

(b) Критический интервал времени. При вы­полнении взлета с использованием АСУВТ критический интервал времени отсчитывается от момента достижения скорости V минус 1 с до такого момента на траектории взлета с ми­нимальными характеристиками при всех рабо­тающих двигателях, когда после предполага­емого одновременного отказа двигателя и АСУВТ последующая траектория полета пере­секает фактическую траекторию полета, ука­
занную в настоящих Нормах, на высоте не ме­нее 120 м над поверхностью взлета. Этот интер­вал времени показан на рисунке.

1.25.3. Требования к характеристикам самолета и надежности системы

Заявитель должен выполнить следующие требования к характеристикам самолета и на­дежности системы:

(a) Отказ АСУВТ или комбинация отказов в АСУВТ в течение критического интервала времени:

(1) Не должны препятствовать увеличению взлетной тяги или мощности до максимальной одобренной величины или должно быть дока­зано, что эти отказы являются редкими (неве­роятными) событиями.

(2) Не должны приводить к значительной потере или уменьшению тяги или мощности или должна быть доказана практическая неве­роятность этих отказов.

(b) Должна быть доказана практическая неве­роятность одновременного отказа АСУВТ и дви­гателя в течение критического интервала времени.

(c) При работающей АСУВТ и отказе двига­теля в самый критический момент взлета дол­жны выполняться все относящиеся к характери­стикам самолета требования настоящих Норм.

1.25.4. Установка тяги

Первоначально установленная взлетная тяга или мощность каждого двигателя в начале раз­бега при взлете не должна быть менее любой из следующих величин:

(a) 90% тяги или мощности, устанавливае­мой АСУВТ (это максимальная взлетная тяга или мощность, одобренная для самолета для данных окружающих условий).

(b) Величины, необходимой для обеспече­ния нормальной работы всех имеющих отно­шение к безопасности систем и оборудования,

зависящей от положения рычага управления тягой или мощностью двигателя; или

(c) Величины, которая, как доказано, не приводит к опасным переходным процессам двигателя при увеличении тяги или мощности от первоначальной взлетной тяги или мощно­сти до максимальной одобренной взлетной тя­ги или мощности.

1.25.5. Органы управления силовой установкой

(a) В дополнение к требованиям 25.1141, ни­какой единичный отказ или вероятная комби­нация отказов АСУВТ, в том числе связанных с ней других систем, не должны вызывать невы­полнение любой функции силовой установки, необходимой для обеспечения безопасности.

(b) АСУВТ должна быть спроектирована та­ким образом, чтобы:

(1) После отказа любого одного двигателя на взлете обеспечивалось увеличение тяги или мощности работающего(их) двигателя(ей) до максимальной одобренной взлетной тяги или мощности без превышения эксплуатационных ограничений двигателя(ей).

(2) Было возможным ручное уменьшение или увеличение тяги или мощности с помощью рычага управления мощностью (тягой) до мак­симальной взлетной тяги или мощности, одоб­ренной для самолета при данных окружающих условиях. Для самолетов, снабженных ограни­чителями, которые автоматически предотвра­щают превышение эксплуатационных ограни­чений двигателя при данных окружающих условиях, в случае отказа АСУВТ могут быть использованы другие устройства для увеличе­ния тяги или мощности, расположенные на ры­чаге управления мощностью (тягой) двигателя или перед этим рычагом, легко распознаваемые и срабатывающие во всех эксплуатационных условиях, путем одиночного действия каждого пилота рукой, которая обычно используется для перемещения рычагов управления мощно­стью (тягой), и удовлетворяющие требованиям 25.777(а), (b), (с).

(3) Были обеспечены средства проверки лет­ным экипажем работоспособности АСУВТ до взлета.

(4) Были обеспечены средства отключения автоматических функций летным экипажем. Эти средства должны быть спроектированы так, чтобы исключить непреднамеренное от­ключение этих функций.

1.25.6. Приборы силовой установки

В дополнение к требованиям 25.1305:

(a) Должны быть предусмотрены средства для индикации готовности АСУВТ к работе; и

(b) Если свойственные самолету летные ха­рактеристики не обеспечивают сигнализацию достаточных признаков отказа двигателя, дол­жна быть применена независимая от АСУВТ система сигнализации, которая дает пилоту четкое предупреждение об отказе любого дви­гателя при взлете.